Детство - это чужая страна: говоря на одном и том же языке, родители и дети нередко совершенно не понимают друг друга. Бел Кауфман

среда, 21 марта 2012 г.

Разумное воспитание


       Поведение — это только внешняя, видимая часть характера человека. Стремясь изменить поведение ребенка, не стоит полагать, что вслед за этим сразу меняются его знания и мотивы действий. Но нередко необходимо помочь ребенку именно в организации поведения, поскольку понимание ожидаемых взрослыми действий у ребенка есть, но эмоционально-волевых и реальных умений у него просто часто не хватает.

Эффективные приемы (алгоритмы)  в воспитание детей
Алгоритм 1
1. Точно и четко выражайте свои мысли (что именно ребенок сделал правильно или неправильно).
2. Незамедлительно реагируйте на поведение ребенка, для того чтобы помочь ему понять связь между его действиями и тем, к чему они могут привести.
3.  Конкретно сформулируйте (покажите) ребенку то, как он может улучшить свое поведение.
4. Обучайте ребенка владеть собой, контролировать свои эмоции и адекватно строить действия.
5. Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые и понятные им слова, избегая длинных предложений.
Родители должны констатировать увиденное поведение и говорить о действиях ребенка повествовательно, как бы фиксируя имеющийся факт, без привнесения в это отрицательных, раздражительных характеристик.
Алгоритм 2
1.   Постарайтесь во время разговора находиться на одном уровне с ребенком. Для чувствительных детей разговор родителя с «высоты своего роста» ощущается ребенком как физическое подавление, а для психологически сильных детей такой разговор — демонстрация эталона поведения с позиции силы, т.е. пример для подражания действовать по принципу: «Кто физически сильнее, тот и прав».
2.  Найдите спокойное место, чтобы ничто не мешало вашему разговору.
3.  Когда вы говорите с ребенком, постарайтесь, чтобы он смотрел на вас, а вы на него.
4.  Интонация вашего голоса должна соответствовать ситуации. Если вы говорите о необходимости изменить поведение — интонация должна быть твердой. Если хвалите его — радостной и доброжелательной.

5. Необходимо помнить, что пропорция использования поощрений и наказаний должна быть 4:1.
Для родителей поощрения и наказания должны обязательно следовать за поведением ребенка. Поощрение закрепляет действие, и наоборот: если действия носят негативный (деструктивный) характер, то следует наказание, которое должно побуждать ребенка избегать определенного поведения, стремиться больше так не поступать. Наиболее правильный метод наказания — лишение ребенка поощрения или значимых для него привилегий.
Алгоритм 3
1.   Поощрение или наказание должны быть значимы для ребенка. Лишать его поощрения, которое не имеет для него значения, совершенно бесполезно.
2. Частота использования одного и того же метода поощрения или наказания должна регулироваться и продумываться родителем. Если, например, каждый раз, когда ваш сын будет помогать вам по хозяйству, вы будете давать ему конфету, то сначала он будет работать активно, а затем ему это наскучит и активность значительно ослабеет. Необходимо продумывать разные методы, не только материального плана.
3.  Не старайтесь прибегать к минимальной «величине», которая, по-вашему представлению, способна оказать воздействие на ребенка. Если за небольшие достижения ребенок будет получать значительные поощрения, это избалует его. С другой стороны, если за небольшие проступки вы назначаете слишком серьезные наказания, это приведет к тому, что ребенок будет огорчен несправедливостью, а значит, чувствовать себя нелюбимым, незащищенным.
4. Как поступать, если поощрения и наказания «не работают»?
Если проблемы ребенка слишком серьезны и родители самостоятельно с ними не справляются, то необходимо обратиться за помощью к семейному педагогу-психологу.
Однако существуют распространенные причины родительских ошибок, например:
•    использование в воспитании в большей мере наказаний, чем поощрений. Детям в этом случае не остается ничего другого, как искать поощрения где-то в другом месте;
•    иногда родители ожидают положительных изменений в поведении ребенка слишком рано. Не следует забывать, что поведение вашего ребенка складывалось не за один-два дня, поэтому наберитесь терпения и старайтесь замечать даже самые мелкие изменения в лучшую сторону;
•    некоторые родители путают исконные права ребенка (на пищу, одежду, общение) и поощрения (прогулки с друзьями, телевизор, карманные деньги и другие удовольствия, лишение которых не принесет ребенку никакого вреда).
5. Правила назначения поощрения или наказания:
а) будьте кратки и конкретны. Не читайте длинных нотаций;
б) убедитесь, что ребенок точно знает, за какие действия (проступки) он получил соответствующее поощрение или наказание;
в)  важно быть последовательным: недопустимо, чтобы один раз какой-то поступок имел серьезные «последствия», а в другой раз такой же поступок остался без «последствий»;
г) доводите дело до конца. Если вы приняли решение о поощрении ребенка за какое-то выполненное задание, не забудьте об этом. И наоборот: не поддавайтесь на уговоры ребенка и выполните то наказание, которое вы назначили. Если вы необдуманно поддались гневу и наказание было слишком серьезным, извинитесь перед ребенком и сделайте так, чтобы наказание соответствовало проступку;
д)  старайтесь избегать предупреждений, которые будут означать, что вы только грозитесь. Такие ваши действия очень скоро потеряют эффективность;
е) поощрение должно сопровождаться вашими искренними дружелюбными эмоциями, полными энтузиазма и надежды на повторение подобных действий ребенком. «Назначение» наказания должно быть констатировано спокойным тоном, т.к. на фоне гневных интонаций дети хуже воспринимают то, что им говорится;
ж) если при бурно негативном поведении ребенка вы не успеваете сообразить в конкретной ситуации, какое наказание может быть «назначено», воспользуйтесь «тайм-аутом»: ребенок должен посидеть на одном месте (кухонном стуле, диване, скамейке или кресле, но вдали от развлекающих вещей — телевизора или игрушек) определенное время. (Помните: на каждый год жизни ребенка должно приходиться не более одной минуты «штрафного» времени.) Когда время «тайм-аута» закончится, спросите: «Ты готов встать и делать?..» (повторите данное вами раньше указание). Допускается любой приемлемый ответ ребенка: «да», кивок головой или утвердительная интонация.
6. Эффективная похвала.
Эмоциональная регуляция ребенка не формируется вне эффективной похвалы родителей. К сожалению, родители легче замечают ошибки и недостатки своего ребенка, чем его достижения и достоинства.
Для того чтобы научиться сосредоточивать внимание на хорошем, что есть в вашем ребенке, от вас потребуются определенные усилия. Начав регулярно замечать микродостижения и хвалить за них своих детей, вы очень скоро убедитесь, насколько это благотворно скажется на их поведении. А для родителя это насущная потребность проявить свою истинную любовь, заботу и внимание, которых так не хватает современным детям (пожалуй, нашим детям чаще приходится сегодня сталкиваться с примерами насилия и терроризма, чем истинной любви, внимания и признания).
Определите свои возможности для эффективной похвалы ребенка:
•    составьте список того, в чем ваш ребенок уже преуспел. (Например, сам одевается по утрам, или убирает у себя в комнате, или всегда говорит спасибо выходя из-за стола.) Похвалите его за это;
•    замечайте все положительное в поведении и хвалите за каждый новый следующий успешный шаг. Постарайтесь обращать внимание на те успехи, которых он добился, как бы малы или незначительны они ни были;
•    хвалите его за попытку или стремление научиться чему-то новому. Вне зависимости от возраста ребенка ваш энтузиазм и внимание к его потребности добиться успеха скоро скажутся и в других областях его деятельности.
Алгоритм 4
1.  Продемонстрируйте свое одобрение. Существует много слов для того, чтобы показать ребенку, как вас обрадовало его поведение. Выражайте открыто и искренне свое восхищение: «Здорово!», «Очень хорошо!», «Замечательно!», «Я потрясен!», «Я горжусь тобой!». При этом нужно и внешне проявить свое одобрение: улыбнуться, обнять ребенка, взять его на руки, подмигнуть, похлопать по плечу и т.п.
2. Опишите положительное поведение ребенка. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что именно хорошего он сделал, и мог повторить это в будущем. Например: «Валя, спасибо за то, что помогла мне убрать со стола и положить все в холодильник» или: «Какой ты молодец, Никита, что после туалета помыл руки».
3.  Объясните причину. Важно, чтобы дети понимали, почему то, что они сделали, приносит пользу им самим и (или) окружающим. Например, если ваш сын помог убрать вам в гостиной, объясните ему, почему это хорошо: «Ты убрал в гостиной и этим очень мне помог. Теперь до прихода гостей я все успею приготовить».
Или: «Ты мне помог, и у меня теперь есть свободное время, чтобы отвести тебя к другу. Я не знаю, успела бы я это сделать без твоей помощи».
Или: «Когда ты возвращаешься домой вовремя, я начинаю больше доверять тебе и, возможно, буду чаще отпускать тебя в гости».
Или: «Если ты разрешишь детям играть со своими игрушками, они поделятся с тобой своими».
Бывает, что родители (чаще бабушки) постоянно хвалят своих детей (внуков) за все подряд и удивляются, что для тех иногда это не имеет никакого значения. Однако необходимо понимать, что одобрение обесценивается, если звучит постоянно, вне зависимости от того, что конкретно хорошего сделал ребенок.
Таким образом, разумное воспитание для родителя означает умение «пристраиваться» к потребностям ребенка, его внутреннему миру как значимому продолжению себя и предлагать (поначалу построив модели в своем сознании) приемлемые способы социального разрешения, удовлетворения возникших желаний и устремлений.
Если родители научились, не запрещая, но в согласовании с ребенком решать любые мелкие бытовые вопросы, то выиграют от этого все: ребенок будет тренироваться, подражая родителям, в поиске разумного решения (значит, и при решении большей своей жизненной проблемы не окажется «безоружным»); родитель продлит свою молодость, отодвинув старость; общество, получит гражданина — не потенциального «полупреступника», а разумно мыслящего человека, способного как в личной, так и профессиональной жизни свои «хочу», «могу» и «надо» совмещать в гармоничном единении.






Комментариев нет:

Отправить комментарий